Сущность метода и приема обучения и их функции.

Понятие «метод» — категория философии. Метод (в пер. с греч. «путь к чему-либо») — способ достижения цели; определенным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под методом педагогического процесса понимают способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач педагогического процесса(обучения, воспитания, развития).

Дадим общую характеристику методов педагогического процесса.

Метод — это способ достижения цели, связующее звено между запроектирован­ной целью и конечным результатом. Метод — это процессуальная сторона, характе­ристика деятельности. Методы педагогического процесса как способы деятельности включают все ее компоненты. Разнообразие способов человеческой деятельности обус­ловливает и разнообразие методов обучения и воспитания. Методы обучения и воспитания состоят из конкретных приемов. Прием — это элемент метода, разовое действие, шаг в реализации или модификации метода. Один и тот же прием может быть частью разных методов. Или один и тот же метод может включать разные приемы. Например, сообщение учащимся плана деятельно­сти — это прием обучения, который может применяться в рамках и метода рассказа (лекции), и метода дискуссии. Кроме того, возможны переходы методов в приемы, и наоборот. Прием в одном случае, может становиться самостоятельным методом в другом. Так, беседа может выступать самостоятельным методом, а может входить в состав такого метода, как диспут.

Существует и другая точка зрения: метод — это основной способ деятельности, а прием — дополнительный, направленный на повышение эффективности метода. К приемам можно, например, отнести: показ образца, демонстрацию опыта, сообще­ние плана урока, запись учащимися основных понятий, прием сравнения, аналогии, постановки проблемного вопроса, приемы организации самостоятельной познавательной деятельности, мнемонические приемы и др.

В целом же приемы обучения и воспитания применяются в целях активизации восприятия учебного материала, стимулирования, мотивации и организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся.

Методы педагогического процесса чаще всего применяются в комплексе. В то же в каждой конкретной ситуации можно выделить ведущий, доминирующий, более эффективный с точки зрения решаемых задач педагогического процесса. Результаты обучения, воспитания, развития учащихся зависят не только от содержания педагогического процесса, но и от методов деятельности, посредством которой это обучение и воспитание осуществляется. Поэтому перед педагогом всегда проблема выбора того или иного метода или комплекса методов и приемов, которые будут наиболее эффективными в данной педагогической ситуации. Методы (приемы) обучения и воспитания — важные структурные компоненты целостного педагогического процесса. С их помощью осуществляется освоение учащимися содержания педагогического процесса, управление познавательной, ценностно-ориентационной и практической деятельностью учащихся, формирование их личностных качеств.



Метод считается очень сложным, многомерным и многокачественным образованием содержание которого, с одной стороны, подчиняется общим дидактическим положениям, требованиям, законам и закономерностям, принципам и правилам, той — обусловлено личностью учителя, особенностями ученика и конкретными условиями. Установлено, что методы в учебно-воспитательном процессе выполняют следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную.

Посредством метода достигается цель обучения – в этом его обучающая функция, обуславливаются те или иные темпы и уровни развития учащегося (развивающая), а также результат воспитания(воспитывающая). Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда единственным стимулятором познавательной деятельности – в этом заключается его побуждающая функция.

Наконец, посредством всех методов, а не только контролирующих, учитель диагностирует ход и результаты учебного процесса, вносит в него необходимые изменения (контрольно-коррекционная функция).

Требования к методам обучения

На современном этапе предъявляются все более глубокие требования к совершенствованию традиционных и поиску новых методов. Проблема методов обучения становится одной из главных.



Требования, предъявляемые к методам обучения:

· Направленность метода на выполнение задач обучения и воспитания школьников.

· Научность метода. Научность метода обеспечивает правильное понимание закономерностей окружающего мира, ведет к правильному научному представлению мира и его сторон.

· Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников. Это требование включает три основных положения: 1) связь нового содержания с известным для ученика материалом; 2) опору на достигнутый уровень развития; 3) создание тенденций для более глубокого понимания учебного материала и более интенсивного умственно развития на основе возникших, но еще не сформировавшихся перспективных форм и этапов мыслительной деятельности.

· Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом.

· Необходимость систематически изучать, заимствовать, использовать в работе передовые методы.


sushnost-teorii-pya-galperina.html
sushnost-topogeodezicheskoj-privyazki-knp-i-op.html
    PR.RU™