Сущность лидерства. Теории лидерства.

Лидерство - это социально-психологический феномен, характеризующий отношения доминирования и подчинения людей в группе, основанные на влиянии личного авторитета.

Психологические типы лидеров.

1) на основе исследования самооценки и сложности Я-концепции (Р. Зиллер и др.)

Аполитичные лидеры — это деятели с высокой самооценкой и вы­сокой сложностью Я-концепции, которые ассимилируют новую информацию, касающуюся их, без угрозы для их Я-концепции.
Лидеры-прагматики. Это лидеры с низкой самооценкой и высокой сложностью Я-концепции, способные прислушиваться к мнениям других людей и модифицировать свое поведение на основе обратной связи.
Лидеры-идеологи. Лидеры с высокой самооценкой и низкой сложностью Я-концепции, слабо реагирующие или не реагирующие на мнения других. Их познавательные процессы и поведение очень жестки, а самооценка чрезвычайно стабильна («упертые»).
Недетерминированныелидеры — это деятели с низкой самооценкой и низкой сложностью Я-концепции, интенсивно реагирующие на узкий круг социальных стимулов.

2) Д. Кейрси основываясь на знании особенностей темперамента выделяет следующие четыре типа лидера.
Интуитивно-эмоциональный тип. Ориентация на межличностные отношения и стимуляция индивидуального и профессионального роста каждого человека, с которым он сотрудничает. Это самый демократичный из лидеров. Он внимателен к личным проблемам и интересам сотрудников и занимается прежде всего решением этих проблем, реализацией потенциала каждого члена команды, а уж потом думает о документации и архитектуре системы. Его сила — в способности убеждать и сотрудничать. Его слабость — в чрезмерном личностном подходе к проблемам и порой в нежелании идти навстречу,
Интуитивно-логический тип. Ориентирован на развитие своей организации. Сложности его не пугают. Он планирует будущее своей организации и быстро движется вперед. Он недостаточно внимателен к чувствам окружающих и чрезмерно погружен в работу. Не способен расслабляться. Быстро теряет интерес к уже созданному в концептуальном плане проекту и меньше всего желает тратить свое время на претворение его в жизнь. Его сила — в умении рассуждать логически и стратегически. Его слабость — представлять вещи сложнее, чем они есть на самом деле.

Сенсорно-решающий тип. Исключительно жесткий и надежный партнер. Его слово — закон, и все действия будут исполнены точно в срок, как было спланировано по предварительной договоренности. Он гарант стабильности предприятия. Этот тип лидера может стать камнем преткновения для развивающейся организации, когда каждое вводимое новшество будет наталкиваться на его жесткое сопротивление. Его преимущество - в сильном чувстве ответственности. Его слабость — в жесткости и узком взгляде на выполнение правил и инструкций.
Сенсорно-воспринимающий тип.Наиболее яркая черта этого типа лидера — способность жить, руководствуясь принципом «здесь и сейчас». Такой лидер незаменим в ситуации, где необходимо мгновенно реагировать на изменения; Рутинная обыденная деятельность — не для них, Их сила — в способности легко выполнять разнообразные задания; их слабость в том, что им неинтересна ежедневная будничная работа, что они не умеют мыслить широко.



3) Общий психологический тип лидера складывается из компонен­тов: эмоциональность; деловитость; информированность .

Эмоциональный лидер. Сердце группы. Это индивид, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, «поплакаться е жилетку».
Деловой лидер. Руки группы. Способен организовать дело, наладить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела.
Информационный лидер.Мозг группы. К нему все обращаются с вопросами. Он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Поведение лидера в группах характеризуется определенными стилями:

Авторитарный стиль— жесткое единоличное принятие лидером всех решений (минимум демократии), жесткий постоянный контроль за выполнением решений (максимум контроля); подавление инициативы последователей, отсутствие и даже игнорирование интереса к последователям, как к личностям, их потребностям, их индивидуальным особенностям. Выраженная ориентация на задачу, надело.
Кооперативный (коллегиальный, партисипативный, демократи­ческий) стиль — принятие решений на основе обсуждения проблемы, с учетом мнений и инициативы последователей (максимум демократии); выполнение решений — обеими сторонами, т.е. лидером и последователями (максимум контроля); интерес лидера и доброжелательное внимание к личности последователей, учет их интересов, потребностей, психологических особенностей. Выраженная ориентация на людей.



Власть лидера условно делится на два типа.

Позиционная власть основывается на деловом авторитете, конт­роле за различными ресурсами, используемыми для вознаграждения и санкций, за информацией и условиями труда.

Персонифицированная властьбазируется на компетентности, дружбе, лояльности, харизме лидера.

Существует несколько теорий по поводу природы и сущ­ности лидерства.

1. Личностных черт: Гальтон первым внес идею наследственности в природе лидерства. Лидер обладает определенными свойствами, качествами, отличающими его от других, передающимися по наследству, благодаря которым он и выдвигается в лидеры. Ему присущи такие психологические качества, как уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность , сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что, с одной стороны, лидером порой становится человек, не обладающий перечисленными качествами; с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Теория оказалась несостоятельной, так как многие качества в разных исследованиях истолковывались по-разному.

2. Ситуационная теория (Т.Митчел, Р.Хаус, П.Херси, К.Бланшар) появление лидера – результат встречи субъекта, места, времени, обстоятельств. Лидер - продукт сложившейся в группе ситуации (Ф. Фидлер). Лидер обладает относительными качествами, разные обстоятельства требуют качественно разных личностных черт. В модификации Э.Хартли – лидер в одной ситуации - легко может стать им в др.,- рассматривается группой как лидер вообще, - став лидером в одной ситуации, индивид приобретает авторитет, который способствует избранию его лидером и в другой ситуации.

3. Ситуативно-личностная теория (Г.Герт, С.Милза) выделили 5 факторов, необходимых для лидерства: черты лидера как человека; образы лидера и мотивы, побуждающие его последователей следовать за ним; личностные характеристики лидера как социальной роли; институциональный контекст - официальные, правовые параметры, в которых работает лидер и в которые он и его последователи вовлечены.

4. Теория определяющей роли последователей (С.Эванс) Лидеру отводится пассивная роль, он - инструмент социальной группы, которая выбирает себе того лидера, который ее удовлетворит. То, кто будет лидером, зависит не от конкретного индивида и его свойств, а от качества его ведомых последователей. Деятельность лидера детерминируется его последователями. Лидер-человек, ведущий за собой других, важными являются его возможности произвести впечатление на окружающих и убедить их действовать определенным образом. При утрате поддержки от своей группы лидер теряет способность влиять на её деятельность.

5. Мотивационная теория (Митчелл) эффективность лидера зависит от его умения воздействовать на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое в процессе работы. Поведение лидера является мотивирующим в той степени, в которой оно увеличивает вероятность достижения последователями целей и разъясняет способы этого достижения.

6. Поведенческая теория (Левин, Блейк) Лидерство совокупность характерных приемов, методов, образцов поведения, используемых руководителем в процессе управления по отношению к подчиненным. Лидерство – приобретенная черта, лидером можно стать через обучение.


sushnost-strahovaniya-i-ego-funkcii-v-sovremennoj-ekonomike.html
sushnost-strategicheskogo-upravleniya-personalom.html
    PR.RU™