СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Термин «культура» (cultura) латинского происхождения, первоначально означавший возделывание почвы (культивирование). В дальнейшем слово «культура» стало употребляться в более обобщенном значении. В современной науке не сложилось единого понимания сущности культуры. В философии выделилось несколько точек зрения, рассматривающих культуру как универсальный механизм, реализующий и направляющий поведение и деятельность личности (В. Момов, А.Г. Здравомыслов, А.В. Ядов, О.Г. Дробницкий); как совокупность материальных и духовных ценностей (В.П. Тугаринов, Ю.И. Ефимов, И.А. Громов, А.И. Арнольдов, Н.В. Чавчавадзе и др.); как способ осуществления деятельности (М.С. Коган, В.Е. Давыдович, Ю.А. Жданов, О.В. Ханова и др.); как метод творческой самореализации личности в различных сферах социальной и духовной жизни общества (B.C. Библер, Н.С. Злобин, А.Н. Леонтьев, И.А. Ильяева и др.); как степень возвышения человека над своей естественной биологической природой, развития в нём духовного начала (В.М. Розов, Д.С. Лихачев и др.).

Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и на качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности: в определенные эпохи (например, эпоха античной культуры), для различных обществ, народностей, наций (русская культура), особенностей сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах жизни (культура труда, в том числе и педагогического, общения, питания и т.д.).

В более узком смысле культура выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной и иной деятельности. Классическое изречение о том, что цивилизации отличаются друг от друга не столько тем, что производится и что делается людьми, сколько тем, как это осуществляется, помогает нам понять, что сущность культуры определяется, в первую очередь, способами осуществления жизнедеятельности. В связи с этим можно вести речь о разной культуре общения, мышления, быта, питания, движения, физического и умственного труда, досуга и т.д. Когда говорят о воспитании культуры какой-то деятельности, то имеют в виду процесс приобщения личности ко всему тому лучшему, передовому, что наработано человечеством, наукой и практикой в данной области жизнедеятельности в конкретный период человеческой жизни. Понятие культуры жизнедеятельности в связи со сказанным всегда носит конкретно-исторический, относительный характер.



Культура в её материальной и духовной формах является существенной характеристикой жизни общества. Сам человек формируется в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо посредством усвоения языка, приобщения к существующим в данном обществе ценностям, традициям, овладения присущими конкретному обществу и его культуре приёмами и навыками деятельности. Человек, таким образом, является продуктом общечеловеческой культуры, её представителем и носителем.

Педагогическая культура, являясь составной частью общей, также существует в материальной и духовной формах. К материальным ценностям педагогической культуры относят средства обучения и воспитания. Педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные профессионально-этические нормы составляют духовные ценности педагогической культуры.

Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя вполне очевидна: педагогическая культура базируется на общей культуре и с учётом специфики его деятельности является частью общечеловеческой культуры, интегрирующей историко-педагогический опыт и регулирующей сферу педагогического взаимодействия. Общество определяет цели и содержание процесса воспитания и образования в общем аспекте социализации личности. По сути, учитель осуществляет интеллектуальную связь между поколениями, являясь носителем и распространителем (в определённом смысле пропагандистом) общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью школы как социального института и учителя как одного из главных действующих в ней лиц.



Общая культура учителя представляет собой совокупность зрелости и развитости социально значимых личностных характеристик, реализованных в его профессиональной деятельности. Культуру можно рассматривать и как результат личностного развития, показывающий степень освоения культурного опыта человечества отдельной личностью, уровень развития её духовных сил и способностей, уровень интенсивности их проявления в практической деятельности, характер ценностных ориентации на конкретном этапе развития личности. Культурное развитие человека — это процесс качественной трансформации его знаний, убеждений, способностей, чувств, норм деятельности и поведения. Для учителя процесс общекультурного развития обязательно сопрягается с проявлением личной активности, стремлением к расширению своего кругозора и эрудиции, к коррекции через самовоспитание индивидуальной системы норм поведения, к приведению её в соответствие с социально значимыми культурными образцами и нормами. Следовательно, в содержание общей базовой культуры педагога целесообразно включить:

культуру умственного и физического труда;

культуру самообразования и саморазвития, самоорганизации;

культуру быта;

культуру общения и культуру досуга.

Содержание базовой культуры учителя можно рассматривать и в аспекте его отношений с окружающим миром. Если рассматривать жизнедеятельность субъекта педагогической деятельности как совокупность его разнообразных взаимосвязей с внешним миром, то представляется важным выделить такие направления:

• экологическую культуру (характеризующую взаимоотношения человека

с окружающей природой);

• технологическую культуру (характеризующую разнообразные трудовые

отношения и операционно-технологическую готовность к выполнению

разных видов трудовой деятельности);

• правовую культуру (характеризующую правовые отношения с людьми и

субъектами производства, государственными учреждениями);

• политическую культуру (отражающую особенности отношений с

властью, партиями, объединениями и союзами, общественным строем и

т.д.);

• культуру семейных отношений;

• коммуникативную культуру;

• гносеологическую культуру;

• экономическую культуру (отражающую специфику экономических

взаимоотношений личности с другими людьми и субъектами

собственности).

Таким образом, педагогическая культура представляет собойчасть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности (Е.В. Бондаревская, С.В. Кулъневич. Педагогика. М.: Ростов-на-Дону, 1999. С. 101)


sushnost-metodov-vospitaniya-ih-klassifikaciya-i-usloviya-optimalnogo-vibora.html
sushnost-mirovozzreniya-i-ego-vnutrennyaya-struktura.html
    PR.RU™